Сталь ХН73 МБТЮ представляет собой жаропрочный сплав на никелевой основе. Химический состав отвечает за свойства данной марки. Сталь используется для изготовления элементов и деталей в авиационном производстве.
| Марка: | Сталь ХН73 МБТЮ |
| Классификация: | Сталь жаропрочная высоколегированная |
| Применение: | лист, проволока, трубы, лента, детали, работающие до 950 °С при умеренных напряжениях. |
|
Al |
C |
Cr |
Fe |
Mn |
Mo |
Nb |
Ni |
P |
S |
Si |
Ti |
|
1,3-1,7 |
≤0,08 |
13,0-16,0 |
≤2,0 |
≤0,40 |
2,8-3,2 |
1,8-2,2 |
Основа |
≤0,015 |
≤0,007 |
≤0,60 |
2,35-2,75 |
|
Состояние поставки |
Сечение ,мм |
tисп. ,°C |
tотпуск ,°C |
St|S0,2 ,МПа |
sB ,МПа |
d5 ,% |
d4 |
d |
d10 |
y ,% |
KCU, кДж/м2 |
|
Прутки прессованные. Закалка с 1100-1120 °С, выдержка 8 часов, охлаждение на воздухе, 1000±10 °С выдержка 4 часа, охлаждение на воздухе + Старение при 775±10°С в течение 16 часов, охлаждение на воздухе |
|||||||||||
|
т/о заготовка |
образец |
≥720 |
≥1150 |
≥17 |
≥19 |
≥490 |
|||||
|
Прутки прессованные. Закалка с 1100-1120 °С,выдержка 8 часов, охлаждение на воздухе, 1000±10 °С выдержка 4 часа, охлаждение на воздухе. Старение при 775±10°С в течение 16 часов, охлаждение на воздухе; старение при 700±10°С в течение 16 часов, охлаждение на воздухе |
|||||||||||
|
т/о заготовка |
образец |
≥740 |
≥1180 |
≥14 |
≥16 |
≥392 |
|||||
|
Штамповки деталей авиационной техники (дисков, дефлекторов, лабиринтов и носков). Закалка на воздухе с 1100-1120 °С, (выдержка 8 ч), охлаждение на воздухе + Закалка на воздухе с 990-1010 °С (выдержка 4 ч), охлаждение на воздухе + Старение при 765-785 °С в течение 16 ч., охлаждение на воздухе |
|||||||||||
|
ступичная часть |
≥675 |
≥1100 |
≥15 |
≥16 |
≥392 |
||||||
|
тело штамповки |
≥705 |
≥1130 |
≥17 |
≥19 |
≥490 |
||||||
|
Штамповки деталей авиационной техники (дисков, дефлекторов, лабиринтов и носков). Закалка на воздухе с 1100-1120 °С, (выдержка 8 ч), охлаждение на воздухе + Закалка на воздухе с 990-1010 °С (выдержка 4 ч), охлаждение на воздухе + Старение при 765-785 °С в течение 16 ч., охлаждение на воздухе + Старение при 690-710 °С в течение 16-24 ч., охлаждение на воздухе (или Старение при 740-760 °С в течение 8-16 ч., охлаждение на воздухе) |
|||||||||||
|
ступичная часть |
≥705 |
≥1130 |
≥13 |
≥15 |
≥343 |
||||||
|
тело штамповки |
≥725 |
≥1160 |
≥14 |
≥16 |
≥392 |
||||||
|
Штамповки деталей авиационной техники (дисков, дефлекторов, лабиринтов и носков). Отжиг при 890-910 °С, (выдержка 10 ч), охлаждение на воздухе + Закалка на воздухе с 1030-1050 °С (выдержка 2-6 ч), охлаждение на воздухе + Старение при 740-760 °С в течение 16 ч., охлаждение на воздухе (или двойное старение при 765-785 °С (выдержка 8 ч.), охлаждение на воздухе + при 740-760 °С (выдержка 16 ч.), охлаждение на воздухе) |
|||||||||||
|
ступичная часть |
≥705 |
≥1130 |
≥15 |
≥16 |
≥392 |
||||||
|
тело штамповки |
≥725 |
≥1160 |
≥17 |
≥19 |
≥490 |
||||||
| Характеристика | Значение |
| Свариваемость материала | трудносвариваемый |
Механические свойства |
|
| sв | — Предел кратковременной прочности, [МПа] |
| sT | — Предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации), [МПа] |
| d5 | — Относительное удлинение при разрыве, [ % ] |
| y | — Относительное сужение, [ % ] |
| KCU | — Ударная вязкость, [ кДж / м2] |
| HB | — Твердость по Бринеллю, [МПа] |
Физические свойства |
|
| T | — Температура, при которой получены данные свойства, [Град] |
| E | — Модуль упругости первого рода, [МПа] |
| a | — Коэффициент температурного (линейного) расширения (диапазон 20o - T ), [1/Град] |
| l | — Коэффициент теплопроводности (теплоемкость материала), [Вт/(м·град)] |
| r | — Плотность материала, [кг/м3] |
| C | — Удельная теплоемкость материала (диапазон 20o - T ), [Дж/(кг·град)] |
| R | — Удельное электросопротивление, [Ом·м] |
Свариваемость |
|
| без ограничений | — сварка производится без подогрева и без последующей термообработки |
| ограниченно свариваемая | — сварка возможна при подогреве до 100-120 град. и последующей термообработке |
| трудносвариваемая | — для получения качественных сварных соединений требуются дополнительные операции: подогрев до 200-300 град. при сварке, термообработка после сварки - отжиг |
Сплав марки ХН73 МБТЮ находит применение в изготовлении деталей авиационной техники (лопаток газовых турбин, дефлекторов, термообработанных и обточенных штамповок дисков, лабиринтов и носков) с рабочей температурой до +750 °C, крепежных и других деталей, работающих при температуре до 750-800 °С.